Похоронное дело: поговорим о терминах

Похоронное дело как социально значимая отрасль исключительной важности, связанной с тем, что рано или поздно любой человек сталкивается с необходимостью похоронить родных/близких/друзей/знакомых/коллег, переживает трудные времена. Одна из самых сложных проблем, решение которой определит стратегию и тактику формирования цивилизованного рынка похоронного обслуживания в России, является устаревшее  государственное (муниципальное) нормативно-правовое обеспечение функционирования этой деликатной отрасли.
Разработка любого документа должна начинаться с определения основной понятийно-терминологической базы, на которой будет основываться вся система нормативно-правового регулирования деятельности субъектов хозяйственной деятельности в области похоронного дела. На сегодняшний день единой выверенной непротиворечивой понятийной базы похоронного дела пока нет. Попытаемся разобраться в ситуации.
Со смертью человека выстраивается уникальная череда гражданских и административных правоотношений родственников (близких) и/или различных организаций с органами судмедэкспертизы, здравоохранения, нотариата и суда, социальной защиты и опеки, со специализированными организациями и предприятиями, с различными регистрационными и многими другими службами», поэтому логично представить, что все, что относится в похоронной деятельности, должно быть детально регламентировано соответствующими нормативно-правовыми документами.
Действительно, складывается впечатление об исчерпывающем юридическом закреплении мельчайших деталей похоронного дела, если обратиться к последнему изданию сборника соответствующих нормативных актов федерального и регионального уровня для использования в городе Москве, насчитывающем более тысячи набранных мелким шрифтом страниц . Однако обращает на себя внимание не только чрезмерная, но и неправомерная синонимичность употребляемых базовых терминов, в частности, «ритуальные услуги», «обрядовые услуги», «ритуальное обслуживание», «похоронное обслуживание», «похоронное дело», «ритуально-похоронные услуги», «похоронные (ритуальные) услуги», «комплекс похоронного обслуживания населения», «похоронная сфера».
Учитывая, что ограниченный формат статьи не позволит рассмотреть все нормативно-правовые документы, упорядочивающие современное похоронное дело, выберем для анализа наиболее показательные, на наш взгляд, источника отраслевой информации, а именно:
  1. основной, хотя и устаревший, регулирующий функционирование похоронной отрасли документ – Федеральный закон «О погребении и похоронном деле»,
  2. национальный стандарт «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения. ГОСТ Р 53107-2008» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 516-ст),
  3. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» «ОК 029-2007 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст).
Не вдаваясь в постатейный анализ федерального закона, отметим терминологическую выдержанность акта в части соответствия наименования целого и его составляющих. Так, нормативный акт характеризует похоронное дело как самостоятельный вид деятельности в главе 4, закрепляет основные определения объектов похоронного назначения, указывает в качестве субъектов, призванных осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, специализированные службами по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления. В документе используются исторически сложившиеся и выдержавшие испытание временем понятия, что можно считать определенным мерилом качества терминов. Добавим, что в главе 5 «заключительные и переходные положения» появляется ссылка на ст. 33, содержащей указание на  утрату силы с 1 марта 1996 года Закона Российской Федерации «О ритуальном пособии» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 14, ст. 713; 1993, N 35, ст. 1419). Таким образом, в федеральном законе впервые наряду с «похоронный» встречается «ритуальный».
В сравнении с федеральным законом, национальный стандарт «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения. ГОСТ Р 53107-2008», устанавливающий термины и определения общих понятий в области похоронного дела, которые являются обязательными для применения в документах и литературе всех видов по похоронному делу, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ, предлагает специалистам использовать богатую палитру терминов. Так, раздел 2 «Термины и определения» документа определяет, во-первых, «похоронное дело как самостоятельный вид деятельности, направленный на оказание похоронных и мемориальных услуг населению с учетом социальных, экономических, этико-моральных, историко-культурных, религиозных, экологических, технологических факторов, связанный с созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения», и, во-вторых, вводит определение «ритуальное обслуживание населения» как предоставление ритуальных услуг на безвозмездной основе или за плату. Далее делается оговорка, что Общероссийский классификатор услуг населению ОК-002 (код 019500) и настоящий стандарт устанавливают, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» «ОК 029-2007 определяет анализируемую область профессиональной деятельности как «организация похорон и предоставление связанных с ними услуг» .
Анализ нормативных актов логично дополняет обзор практики деятельности образовательных учреждений, ведущих подготовку кадров для похоронных организаций и предприятий. Выявлено, что образовательные программы разрабатывались и  разрабатываются на основании федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности 43.02.09 «Ритуальный сервис» (утв. Приказом Минобрнауки России 07.05.2014 N 473, зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2014 N 32951).  По окончании курса выпускникам выдаются документы о присвоении квалификации «Менеджер ритуального сервиса».
Отметим также, что предприятия и организации в трудовых книжках работников заносят записи установленного образца «Принята (принят) на должность менеджера ритуального комплекса».
Каким может быть ответ на вполне закономерный вопрос: насколько правомерно использование дефиниции «ритуальный» применительно к наименованию разных видов услуг и профессий (должностей) специалистов, оказывающих конкретные услуги (выполняющих работы) при похоронном обслуживании, поскольку похороны являются одним из видов (типов) ритуалов?
Создается парадоксальная ситуация:
или, с одной стороны, в рамках похоронного дела оказываются ритуальные услуги, осуществляется ритуальное обслуживание населения, производится и продается продукция ритуального назначения, т.е. налицо явное несоответствие в использовании терминов (обозначение предмета профессиональной деятельности в области похоронного дела прилагательным «ритуальный»)
или, с другой стороны, осуществляется намеренная маскировка похоронной тематики с помощью слова «ритуальный», что может быть связано с неприличной для повседневного быта отдельного человека и общества в целом  табуированной, неудобной темой смерти.
На наш взгляд, ответ на поставленный вопрос кроется в эволюционно сложившихся коренных тенденциях смыслового наполнения феноменов «ритуал» и пограничных по смыслу «обычай», «обряд», «церемония», «привычка», а также разных подходов исследователей к классификации ритуалов.
Для современного человека участие в ритуале в часто означает, не более чем череду бессмысленных действий и слов, выполняемых и произносимых то ли потому, что так делали предки, то ли по прямому приказанию начальства (если, конечно, речь не идет о празднике). Поэтому «ритуал», «обряд» и «праздник» для него — одно слово, «ритуал» и «похороны» тоже что-то близкое, потому что бюро ритуальных услуг занимается вовсе не проведением свадеб.
В настоящее время изучением ритуала занимаются этнографы, социологи, историки, филологи, философы, психологи и психиатры. Все они рассматривают ритуал как одну из форм культурной деятельности человека,
Ритуалы являются неотъемлемой частью жизни общества на протяжении всей его истории. В доиндустриальную эпоху они выполняли ряд важнейших функций, связанных с передачей опыта между поколениями, определением отношений между природной и общественной средой. Исследователи расходятся в том, что называть ритуалом, т.е. какие  факты считать ритуальными, а некоторые даже говорят о внутренней противоречивости понятия, ставящей под сомнение возможность корректного использования его в исследованиях.
Истоком современного «ритуал» (rite, ritual, le rite, le rituel, das Ritual, der Ritus и др.) является латинское «ritus» со значением сакрально (свыше) определенного, заданного порядка проведения религиозной службы или празднества, отличающегося от укорененного в традиции обычая. «Ритуал» прочно соотносится с церковными миром. Исторически ритуал был связан, прежде всего, с религиозным культом и представлял собой совокупность обрядовых действий, составляющих основу «упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах целей и средств» . Это положение имеет важное методологическое значение для осмысления функции ритуала в похоронной деятельности.
В английском языке присутствуют слова «ritual», «rite», «ceremony», «custom». В первое время это слово обозначало предписанный порядок проведения религиозной или другой сакральной службы, а также книгу, содержащую описание порядка или формы такой службы. Вместе с тем приблизительно с XVII века множественное число (rituals = ritual observances) начинает использоваться как синоним церемониального акта, но почти всегда в отношении только религиозного действия.
С конца ХIХ века слову «ritual», наряду с сохраняющимся религиозным значением, все более и более активно придается и бытовое. «Ritual» трактуется как выполняемое с особой тщательностью действие, главные побудительные мотивы которого определяются не практической пользой, но высшими, символическими ценностями, стоящими над реальностью быта.
В русский язык слово попадает из европейских и становится заметным со второй половины XIX века и его употребление здесь отчетливо связывается с христианской обрядностью. Столь важное для западной культуры бытовое значение появляется в русском языке позднее и проявляется гораздо слабее.
В сущностной близости с «ритуалом» находятся слова «обычай», «обряд», «церемония». «Обычай», в отличие от «ритуала», — это привычка, выработанная годами, стиль жизни. «Обряд», кажется, стоит намного ближе к «ритуалу», часто эти слова используются как заменяющие друг друга. Однако в древнерусском языке «обряд» имеет значение, близкое к «обычаю», и строится на идее договора – так делается, потому что так договорено, принято, таков порядок. В этом смысле обряд крещения – это не указание на какую-то высшую реальность, а действие, освященное традицией; крестят, потому что так принято, так договорено.
Что же касается «церемонии», то это слово связывалось в языковом сознании прежде всего со светскими процессиями и, так же как и в английском, несло оттенок ненужного, бессмысленного действия, не имеющего для себя никакого глубокого обоснования, формальности, преодолеваемой в простом, искреннем общении. Если за обрядом стоит традиция, за ритуалом – высшие ценности, «иная горизонталь», то что, кроме условностей, стоит за церемонией, во многих случаях неясно.
Какими бывают ритуалы? Первым на этот вопрос попытался ответить французский социолог Э. Дюркгейм. Согласно его классификации, все ритуалы делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные ритуалы представляют собой систему запретов, призванных разделить мир церковный (религиозный) и мир обычный (повседневный). В одних случаях запрещено принимать пищу, в других — касаться запретных предметов, в третьих — выполнять определенную или всякую вообще работу. Положительные обряды совершаются с противоположной целью — не разделять два мира, а приблизить верующего к миру священного. Э. Дюркгейму также принадлежит определение основных функций ритуала.
Немало попыток классификации ритуалов принадлежат американским и французским ученым. Выделялись ритуалы календарные (смена фаз луны, месяцев, сезонов года), переходные (рождение, инициация, брак, смерть и связанные с ней похороны), кризисные (вызов дождя или мольба прекратить потоп), презентационные (проявление уважительного отношения с целью вовлечения в социум).
Существует и более простая классификация ритуалов: календарные (совершаемые каждый год в одно время внутри социальной группы), семейно-возрастные (совершаемые по достижении определенного возраста внутри семьи), и др. Семейные ритуалы были предметом изучения в Миланской школе системной семейной психотерапии  и подразделены на следующие типы: 1) ритуалы повседневной жизни (прием пищи, отход ко сну, встреча, прощание); 2) ритуалы внутрисемейного календаря (дни рождения, годовщины); 3) ритуалы празднования событий, отмеченных во «внешнем» календаре (Рождество, Новый год); 4) ритуалы жизненных циклов (свадьба, рождение ребенка, смерть и связанные сними похороны).
Какой общий вывод можем мы сделать по завершении своего вынужденно краткого обзора размышлений о соотнесении «ритуала» и «похорон» – как о синонимах или, все-таки, о дефинициях разного порядка?
Исходя из того что похороны представляют собой ритуал (обряд) погребения тела умершего человека у многих народов мира, выражающий расставание с человеком, использовать понятия «ритуальный» и ««ритуальное обслуживание» в качестве синонимов «похоронный» и «похоронное обслуживание», соответственно, неправомерно, поскольку категория «ритуал»  является семитической единицей более высокого ранга в сравнении с понятием «похороны».
Представляется необходимым исключить из делового оборота «ритуальный» применительно к характеристике объектов и предметов профессиональной деятельности в области похоронного дела, а также в связи с необходимостью модернизации отраслевого законодательства пересмотреть существующие термины и определения с целью уточнения трактовок и последующего выведения из употребления в профессиональной сфере  необоснованных категорий. В этой связи одним из первоочередных шагов должен быть пересмотр национальных стандартов, содержащий базовые профессиональные категории.